1 Содержание I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Характеристика контингента воспитанников 1.2. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры. II. Организационный раздел. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. 2.1. Организация режима пребывания детей в логопункте. 2.2. Взаимодействие учителя - логопеда с участниками коррекционнообразовательного процесса. 2.3. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими). III. Содержательный раздел. 3.1. Планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми 6-7 лет в логопункте на 2023-2024 учебный год 3.2. Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем - логопедом в условиях логопедического пункта. Заключение Список используемой литературы 2 I. Целевой раздел Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В МАДОУ ЦРР д/с «Сказка», содержание образовательно-воспитательного процесса построено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе ФГОС ДО и ФОП ДО. Данная программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены «Положением о логопедическом пункте» принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем. Так как для логопунктов дошкольных образовательных учреждений еще не разработаны программы сопровождения и обучения детей с нарушениями речи, перед нами стала задача разработки адаптированной рабочей программы для логопункта дошкольного образовательного учреждения, которая предусматривает работу с детьми имеющими логопедическое заключение ФФНР, ФН. Данная адаптированная программа основана на использовании следующих программ и пособий: - «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; - «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и 3 отвечает требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) ,основывается на следующих нормативных документах: -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» -Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» -федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); -федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Лицензия на право ведения образовательной деятельности - Устав МАДОУ - Образовательная программа МАДОУ 4 - «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» -Положение о логопункте МАДОУ ЦРР «Сказка». Цель программы: Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи. Задачи программы: выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения на ранних этапах; способствовать устранению дефектов звукопроизношения, артикуляционных навыков, слоговой структуры; развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); формировать навыки начального обучения грамоте; формировать навыков учебной деятельности; оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с нарушением речи по медицинским, социальным, педагогическим и другим вопросам. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учѐтом следующих принципов: -принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой; -принцип развивающего подхода (основывается на учении Л. С. Выгодского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребѐнка; -принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; -принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приѐмы активизации 5 познавательных способностей детей. Перед ребѐнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребѐнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; -принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учѐт возрастных, физиологических особенностей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; -принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; -принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. -принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определение подхода к ее решению. 6 Характеристика контингента воспитанников Характеристика детей с фонетическим недоразвитием Фонетическое недоразвития (дислалия) — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе. Нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться поразному: 1 ) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета); 2) звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с межзубный с; 3) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л на у) Замены звуков могут быть следующими: а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д): дамат — гамак); б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным: взрывным т: тумка — сумка, тапоги - сапоги); в) замена звуков, одинаковых по способу образования, по разгонных по участию органов артикуляции (замена язычного (ф) губно-зубным: фофна сосна); г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка - бабушка); д) замена звуков, одинаковых, по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), 7 группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени. В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков. Сигматизм - недостатки произношения свистящих (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения. Ротацизм - недостатки произношения звуков р и рь. Ламбацизм - недостатки произношения звуков л и ль. Дефекты произношения нѐбных звуков: каппацизм звуки к и кь; гаммацизм - звуков г и гь; хитизм — звуков х и хь; йотацизм - звука й. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б- п, д- т, ф - в, з—с, ж— ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением периферического слуха. Дефекты смягчения недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном к замене их парными твердыми: например, д '— д. п'—п, р ’—р и т.д. (тота - тетя, Анута — Анюта, пат — пять). Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения я коррекционновоспитательского характера. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: ■ заменой звуков более простыми по артикуляции; ■ трудностями различения звуков; 8 ■ особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечѐт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п. 1.2. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. В настоящей программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ■ Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. ■ правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; ■ чѐтко дифференцировать все изученные звуки; 9 ■ называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; ■ находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; ■ различать понятия ―звук‖, ―твѐрдый звук‖, ―мягкий звук‖, ―глухой звук‖, ―звонкий звук‖, ―слог‖, ―предложение‖ на практическом уровне; ■ производить элементарный звуковой анализ и синтез; ■ овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. ■ У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ■ Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. ■ Проявляет ответственность за начатое дело. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. 10 Организационный раздел. 2.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Направления работы Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; - информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Диагностическая работа Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации: • Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. • Поваляева М.А. Справочник логопеда. 11 • Безрукова О.А. Комплексная диагностика и еѐ использование учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 6-7 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения. • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. • КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Коррекционно-развивающая работа Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФН. Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чѐткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию 12 недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чѐткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 25 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Основную нагрузку несѐт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребѐнком. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребѐнка. Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. 13 Родители ребѐнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребѐнка умения и навыки. Формы организации образовательной деятельности Программа составлена с учѐтом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий: ■ развитие артикуляционного праксиса; ■ фонационные упражнения; ■ уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях; ■ вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; ■ первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях. подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала. Содержание подгрупповых занятий 14 Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Осуществляется: ■ Закрепление навыков произношения изученных звуков. ■ Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков. ■ Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков. ■ Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков. ■ Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки 15 ставятся в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. 2.2.Организация режима пребывания детей в логопункте На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ, имеющие нарушения в развитии устной речи: ■ фонетическое недоразвитие; ■ фонетико-фонематическое недоразвитие. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, учительлогопед заполняет речевую карту. Прием на логопедический пункт производится в начале учебного года по результатам представленным в заключении ПМПК или ППк. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, заикание, ринолалия) направляются на обследование в ПМПК, где уточняется речевое заключение и решается вопрос о дальнейшем образовательном маршруте ребенка. Не подлежат приѐму на логопедический пункт: ■ дети с тяжелыми нарушениями речи, подлежащие обучению в специальных речевых группах детского сада; ■ дети, имеющие нарушения слуха зрения и интеллекта, подлежащие обучению в специальных группах детского сада соответствующего профиля; ■ дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в ДОУ общего типа. В случае отказа родителей по рекомендации ПМПК от перевода ребѐнка в специализированное ДОУ учитель-логопед не несѐт ответственность за полное устранение речевого дефекта. Учитель-логопед проводит обследование состояния речи детей ДОУ: старшего дошкольного возраста - с 1 по 15 сентября, с 1 по 15 мая, а также выборочно перед ПМПК. Порядок работы дошкольного логопедического пункта. Коррекционную работу на логопедическом пункте проводит учительлогопед. Логопедический пункт комплектуется из числа детей ДОУ. 16 Срок коррекционного обучения ребенка в логопедическом пункте зависит от степени сложности дефекта: ■ 4-6 месяцев и более для детей с фонетическим дефектом; ■ до 9 месяцев - с фонетико-фонематическим недоразвитием. При необходимости, срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни и других причин). В подгруппы подбираются дети на основе однородности нарушения, возраста. На время занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада. Образовательная нагрузка на детей-логопатов рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту. Продолжительность занятий с подгруппой детей (2-3 раза в неделю): 6 - 7 лет - 20 минут. Продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут. Количество подгрупповых занятий с детьми в неделю определяется программой, периодом обучения, уровнем развития речи детей: с ФН - 1 - 3 раза с ФФН - 2-3 раза Предельная наполняемость логопункта в течение года не более 25 человек. Воспитатель возрастной группы ДОУ ведет дополнительную коррекционную работу с детьми-логопатами под руководством учителялогопеда и привлекает к этой работе родителей. Педагоги группы, родители воспитанников несут ответственность за посещение детьми занятий на логопункте. Заведующий ДОУ несѐт ответственность за организацию логопедической работы в учреждении. 17 2.3. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий. Технология Содержание работы, проведение Динамические паузы Упражнения для профилактики переутомления на каждом занятии (подгрупповом, индивидуальном) по мере утомляемости детей. Длительность - 2-3 мин; 1-2 раза, в зависимости от продолжительности занятия. Может включать в себя упражнения на развитие общей моторики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др. Пальчиковая Тренировка тонких движений пальцев и кистей гимнастика рук. На каждом занятии как динамическая пауза или ее часть Артикуляционная Упражнения для выработки полноценных гимнастика (точных и сильных) движений губ, языка, челюсти. Гимнастика для глаз На каждом подгрупповом занятии как часть динамической паузы. На индивидуальных занятиях по показаниям. Дыхательная На подгрупповых и индивидуальных занятиях. гимнастика Психогимнастика На индивидуальных занятиях по показаниям Кинезиологические упражнения Как часть подгруппового занятия или динамической паузы (в зависимости от сложности упражнения) Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) Как часть занятия Релаксация Фонетическая ритмика Наряду со здоровьесберегающими технологиями необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических 18 технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы: □ игровых технологий в логопедической коррекции; □ технологии речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной); □ технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк); □ технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина); □ информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; развивающие игры с портала "Мерсибо"; «Домашний логопед», «Учимся говорить»; «Учимся, играя»; игры выполненные в формате презентаций и т.п.). Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищева, З.Е. Агранович и др. Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника. Реализация содержания образовательной области осуществляется не только через регламентируемые (индивидуальные и подгрупповые занятия), но и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей). Планируемый результат - достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. 2.4. Особенности предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможности: осуществления не только образовательной 19 деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации, как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми; созданию комфортности и безопасности: создание максимального эффекта домашней обстановки обеспечение богатствам сенсомоторных впечатлений. В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы: 1) Насыщенность: среда должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарѐм (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: 20 • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жѐстко закреплѐнным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; • свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех еѐ элементов требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования. Организуя предметнопространственную развивающую среду в работе логопедического пункта, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с речевыми нарушениями. В основу наполняемости речевого центра положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологопедагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показал, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи 21 дошкольников. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Как показывает опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметноразвивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Для развития фонематического слуха имеется музыкальный уголок, в котором имеются музыкальные инструменты, с помощью которых дети проигрывают ритмические рисунки, угадывают звучание на слух. Хорошо оснащѐн уголок театрализованной деятельности, где развивается мелкая моторика ребенка, диалогическая, монологическая речь, идет работа над интонацией выразительностью речи и т. д. Большое внимание уделяется работе с родителями. Поэтому тщательно продуман и оборудован родительский уголок, где представлены советы логопеда, коррекционные задачи, цели, а также вывешиваются лексические темы, материал по ним, консультации, выставляются ширмы, папки-передвижки. 2.5. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционнообразовательного процесса 22 Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционнопедагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа медицинской сестры, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка- дошкольника. Деятельность специалистов ДОУ в организации коррекционноразвивающей работы Учитель-логопед: • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком. • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи. • Коррекция звукопроизношения. • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. • Устранение недостатков слоговой структуры слова. • Формирование слогослияния на основе символов звуков. 23 • Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи. • Развитие связной речи. • Предупреждение нарушений письма и чтения. • Развитие психических функций. Музыкальный руководитель • Развитие силы голоса, музыкального и речевого слуха. • Развитие чувства ритма и координации движений. • Развитие правильного фразового дыхания. • Развитие умений сочетать движения с речью. • Развитие слухового восприятия, двигательной памяти; • Развитие выразительности мимики, жеста; • Совершенствование навыка различения звуков по высоте Специалист по ФИЗО • Развитие общей, мелкой моторики; • Развитие правильного физиологического дыхания. Закрепление навыков правильного произношения звуков в подвижных и спортивных играх с речевым сопровождением; • Развитие пространственной ориентации. • Развитие чувства ритма и координации движений. Функции воспитателя: • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). 24 • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Работа с педагогами Чтобы работа была наиболее эффективной, составляется примерное планирование совместной работы учителя-логопеда и педагогов ДОУ Планы совместной деятельности специалистов ДОУ Мероприятия Срок Ответственные Организационные мероприятия Комплексное психолого-медикоСентябрь, Заведующий педагогическое обследование детей Май ДОУ, логопед, ДОУ в ПMПK и ППк психолог Комплектование логопедических Май-июнь Заведующий подгрупп ДОУ, логопед Анкетирование родителей с целью Сентябрь Логопед получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий Обсуждение и утверждение годового Сентябрь Логопед, плана совместной работы участников воспитатели коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей Выставка книг, методических пособий, Январь Специалисты, дидактических игр, используемых в логопед коррекционно-педагогической работе Оформление стендов, папокЕжемесячно Логопед, передвижек для родителей с специалисты рекомендациями профильных специалистов Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы Особенности речевого и Декабрь психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) 25 Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных Октябрь занятий с ребенком; — методика проведения Октябрь артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель Ноябрь взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и Декабрь обогащенной речевой среды в логопедических группах; В течение — консультации но запросам года Инновации в дошкольном Апрель специальном образовании (педагогическая гостиная) Совместная коррекционно-педагогическая деятельность Обследование различных сторон Воспитатели, психофизического развития Сентябрь специалисты детей Составление индивидуальных планов (программ) — II — То же коррекционно-педагогической работы Корректировка календарнотематических планов работы специалистов на основе обобщенных Сентябрь — Специалисты данных, полученных в октябрь ходе обследования, и других источников информации Взаимопосещение занятий: групповых; Декабрь— Логопед, — индивидуальных; апрель специалисты — интегрированных Логопед, Проведение тематических Октябрь, воспитатели, родительских собраний январь, май специалисты В течение Специалисты, Участие в работе психодогоучебного воспитатели, педагогического консилиума года родители Аналитические мероприятия Проведение психологоДекабрь — Специалисты, педагогического и логопедического апрель воспитатели мониторинга Анализ коррекционно-педагогической Май То же работы за год. 26 Определение задач на новый учебный год (круглый стол) Составление цифрового и аналитического отчета Выступление на итоговом педагогическом совете — II — Логопед - II — — // — Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте -сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого Подготовительный развития; -формирование представлений о содержании этап и формах взаимодействия с логопедом; изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедич еской коррекции -участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов; -включение родителей в проведение занятий; -содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции; -обучение приемам в логопедической Основной этап коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; -мониторинг процесса логопедической коррекции в семье; -содействие в создании коррекционнопедагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка -анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции ; Завершающий -разработка рекомендаций по обеспечению этап устойчивости результатов логопедической коррекции. 27 План работы учителя-логопеда с родителями на 2023 /2024 учебный год Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. месяц Формы проведения, название консультаций Сентябрь Индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования детей. Индивидуальные беседы и консультации с родителями о необходимости: - выполнения артикуляционной гимнастики; - развитие мелкой моторики; - автоматизация поставленных звуков Октябрь Тема: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения». Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики. Ноябрь Индивидуальные занятия. Тема: «Учимся произносить звуки» (практические приемы постановки и автоматизации звуков). Декабрь Индивидуальные беседы. Тема «Первые успехи вашего ребенка». Январь Индивидуальная беседа. Тема «Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи» Февраль Индивидуальные консультации для родителей. Тема «Дифференциация смешиваемых звуков у детей». Показ игр. Консультация для родителей «Как учить звуковому анализу». Познакомить родителей с дальнейшими приемами работы над развитием фонематического слуха. Познакомить с играми, направленными на развитие фонематического восприятия. Индивидуальные консультации для родителей. Тема «Расширяем словарный запас ребенка». Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словарного запаса. Март Апрель 28 III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Основным содержанием логопедических занятий на данной ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. Коррекционное воздействие направлено на развитие фонематического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического компонентов языковой способности. Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами ДОУ и родителями. Педагогические ориентиры: • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; • развивать общую, речевую, артикуляционную моторику; • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; • расширять объѐм импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; • совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; • совершенствовать навыки связной речи детей; • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; • формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. Планирование коррекционной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе составлено на основе программы: ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы Филичева Т.Б., Туманова Т.В.) составлена на 29 основе образовательной программы ДОУ , ФГОС ДО и ФОП ДО. Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает: - Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи; - Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); - Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ «От рождения до школы» и их интеграции в образовательном учреждении. В соответствии со спецификой логопедической работы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в 2023-2024 учебном году в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются: 1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) развитие восприятия звуков родной речи и произношения; 2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) - различение звука и слова, нахождение места звука в слове; 3. Развитие активного словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение; 4. Формирование грамматического строя речи: а) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), в) словообразование; 5. Развитие связной речи - монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной); 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. 30 Заключение. Данная программа позволяет построить систему коррекционноразвивающей работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста в услових логопункта ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Она обеспечивает системный подход к обеспечению условий для развития детей с нарушением речи, способствует подготовки их к дальнейшему обучению чтению и письму в школе, а также их социализацию, что является главной целью всего коррекционного процесса в ДОУ. Список используемой литературы 1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001. 2. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.. - СПб.:«Детство-Пресс», 2006. 3.Афонькина Ю.А.,Кочугова Н .А., Рабочая программа учителя - логопеда ДОУ., 2014 г.; 4. Бардышева Т.Ю, Е,Н. Моносова .Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа.-М.: Издательство 2009 5.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008 6. Гомзяк. О.С Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей группе I, II, III периоды обучения. Издательство ГНОМ и Д; 2010 7.Емельянова Н.В, Жидкова Л.И.,Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. Санкт - Петербург.Детство - Пресс; 2013. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998. 9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998. 10. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. - С.-Пб.: Литера, 2001. 11.Лопатина Л.В. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Санкт Петербург. СПб ; 2014 г.. 12.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 31 13. Нищева Н. В. "Примерная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)". - СПб., 2013; 14. Нищева Н. В. "Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет). -- СПб., ДЕТСТВОПРЕСС,2015; 15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.:ВЛАДОС, 2001. 16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. 17. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.Издательство Мозаика- Синтез. Москва 2008г. 32